Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты - во время военного лихолетья - обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу.
Господь сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15, 13). Эти слова по праву уже многие века остаются духовным девизом нашего воинства. А в помощь и поддержку Бог дал нам целый сонм святых христолюбивых воинов.
Один из офицеров, ещё советской армии, майор Юрий Блануц рассказал интересную легенду. Она гласит, что кокарда, сохранившаяся на головных уборах наших офицеров еще с дореволюционных времен, являет собой память о святых Русской Православной Церкви. Святых особо почитаемых - покровителей русского воинства. Исстари этот элемент военной формы одежды имеет 32 луча. И именно 32 покровителей имеет христолюбивое воинство перед престолом нашего Небесного Царя.
С небольшим перерывом в четыре десятка лет наши офицеры (само-то это слово далось советской армии с трудом, в сложнейшие месяцы весны-лета 1942 года) носят на головных уборах эти элементы военной формы. Отменённые после революций и гражданской войны, эти символы небесного заступничества, вновь появились в нашей армии в 1957 году.
Символично, что и до революции и сейчас центр кокарды подобно печати закрепляют цвета ленты ордена Святого великомученика Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых христианских воинов. И если, некоторые из 32 небесных покровителей нашего воинства подобно Святому Георгию Победоносцу известны всем, то некоторые из этих святых - лишь немногим. "Четьи-Минеи" святителя Дмитрия Ростовского даёт нам ответ на этот вопрос, представляя нам житие этих святых.
В наших храмах большинство этих святых нетрудно узнать по латам, копьям и мечам, с которыми они предстоят на святых образах. Вот они небесные покровители нашего воинства: праведный Иисус Навин, великомученик Никита, благоверный великий князь Игорь Черниговский, преподобный Сергий игумен Радонежский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Лонгин Сотник, великомученик Артемий, мученик Арефа, великомученик Дмитрий Солунский, мученик Аффоний, Архангел Михаил, великомученик Мина, великомученик Меркурий, великомученик Иаков Персянин, святитель Николай архиепископ Мир Ликийских, апостол Андрей Первозванный, великомученик Феодор Стратилат, великомученик Феодор Тирон, благоверный и преподобный князь Даниил Московский, благоверный князь Всеволод, великомученик Георгий Победоносец, мученик Савва Стратилат, страстотерпцы князья Борис и Глеб, мученик Христофор, благоверный царевич Дмитрий Угличский, благоверный князь Дмитрий Донской, благоверный князь Довмонт Псковский, равноапостольный царь Константин, равноапостольный великий князь Владимир, великомученик Прокопий, мученик Евстигний, мученик Андрей Стратилат, благоверный князь Александр Невский. И пусть вас не смущает то, что в нашем списке небесных покровителей все же больше чем тридцать два. Так же как не отделима от судьбы России судьба ее христолюбивого воинства, так же невозможно, как-то особенно, выделить имена святых покровителей его. Как не вспомнить здесь святого Иоанна воина, Ослябю, Пересвета, Илию Муромца и многих других. Каждый из них дал Церкви Православной и нашему народу столь многое, что трудно перечислить: поддержку, защиту и опору, духовное окормление и свет веры христианской.
Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. "Образ христолюбивого воинства" живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины.
Одним из многих, прославлению самых ярких покровителей нашего воинства служит храм Смоленского скита на острове Валааме. С икон храма смотрят они на нас, смиренным, но строгим взглядом вопрошая: "А, всё ли вы сделали для защиты Отечества нашего и веры православной?" Нельзя выделить, кто среди них выше, кто важнее, но есть те чьё заступничество и помощь в моменты тяжелых военных испытаний было явлено нашему народу и воинству наиболее зримо, подтверждено множеством свидетельств.
Бескомпромиссным, искренним и почти молитвенным обращением за помощью к святым князьям Александру Невскому и Дмитрию Донскому стали слова, произнесённые в обращении Местоблюстителя патриаршего престола митрополита Московского и Коломенского Сергия 22 июня 1941 года. Вслед за ним эти святые имена произнёс 7 ноября 1941 года на уникальном военном параде И.В. Сталин. Знаком высочайшего уважения к заслугам славных воинов стало учреждение в 1942 году ордена Александра Невского, а в 1944 году ордена Ушакова. Эти награды практически повторяли по статусу, имевшиеся до революции ордена Святого равноапостольного князя Владимира, Святого благоверного князя Александра Невского, Святого великомученика Георгия Победоносца.
Одной из интереснейших работ, посвященных изучению свидетельств заступничества Божия в годы суровых испытаний Великой Отечественной войны стала книга Андрея Фарберова "Спаси и сохрани". Об этой книге, которая увидела свет в издательстве "Ковчег" накануне 60-летия Великой Победы уже писала газета "Победа" на страницах "Красной Звезды". В этом уникальном повествовании собрано значительное число свидетельств о том какую помощь по молитвам своих святых и Пречистой своей Матери оказал в годы войны нашему народу Господь.
Кроме того, в книге очень к месту приведены слова протоиерея Г.И. Мансветова, сказанные им накануне Отечественной войны 1812 года. "Войны только начинают люди, а оканчивает Сам Бог, Который, как правило, помогает правому. Поэтому победу нельзя приписывать только своему мужеству, а неудачу на поле брани -ошибке военачальников. Победа и поражение в руках Господа", - писал он.
Будем же помнить эти слова, не забывая и слов молитвы: "О пречуднии, святии угодницы Божии, молите Бога о нас!"
Свято́й Гео́ргий-Победоно́сец
Свято́й Гео́ргий-Победоно́сец (Каппадоки́йский) (греч. Άγιος Γεώργιος) — христианский святой, великомученик, наиболее почитаемый святой этого имени. Пострадал во время правления императора Диоклетиана, после восьмидневных тяжких мучений в 303 (304) году был обезглавлен.
Прославление (память) в Православной церкви:
6 мая (23 апреля по старому стилю);
- 16 ноября (3 ноября по старому стилю) — обновление (освящение) храма великомученика Георгия в Лидде (IV век);
- 23 ноября (10 ноября по старому стилю) — колесование великомученика Георгия (грузинское празднование)
- 9 декабря (26 ноября по старому стилю) — освящение церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г. (празднование Русской Православной Церкви, известное в народе как осенний Юрьев день)
На Руси с древних времен св. Георгий почитался под именем Юрия или Егория. В 1030-х годах великий князь Ярослав основал в Киеве и Новгороде монастыри святого Георгия и повелел по всей Руси «творити праздник» святого Георгия 26 ноября (9 декабря).
В православии считается покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля и 26 ноября (по старому стилю) известны под именем весеннего и осеннего Юрьева дня. Изображения святого Георгия встречаются издревле на великокняжеских монетах, печатях, в гербах городов.
Святой мученик Иоанн воин
Иконописец: Юрий Кузнецов.
Техника: Доска липовая без ковчега, шпонки торцевые, паволока, левкас, темпера.
Размер: 40х35 см.
Святой Иоанн служил в императорском войске, во время гонения на христиан тайно помогал им, предупреждая об опасности и даже освобождая тех, кто уже находился в заключении. Спустя некоторое время сам был арестован, после освобождения посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Святой мученик Иоанн Воин особенно известен тем, что по молитве ему обличается воровство и возвращается украденное, он защищает от обидчиков и нападения, отводит всякую опасность. На Руси святой Иоанн Воин почитался покровителем военных в битвах за Отечество.
Казанская икона Божией Матери - покровительница МВД России 1 июня 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II на территории Министерства внутренних дел РФ, на месте разрушенного в 1972 году Казанского храма, который был построен более 300 лет назад, освятил храм-часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери. Храм построен на пожертвования сотрудников МВД России и посвящен ими памяти товарищей, погибших при исполнении служебного долга.
Покровитель Внутренних Войск МВД России равноапостольный князь Владимир |
![]() 28 июля - память покровителя Внутренних Войск МВД России равноапостольного князя Владимира Князь Владимир был сыном Святослава от древлянской княжны Малуши. Родился он в 963 году. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня. В 972 году князь Владимир стал править Новгородом. В 980 г. в разгар войны между братьями Владимир пошел на Киев, в котором княжил его старший брат Ярополк. Победив брата, Владимир стал править в Киеве. Он завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. У него было пять жен и многочисленные наложницы. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление, и он начал сомневаться в истинности языческой веры. По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал об их вере, и каждый предлагал ему свою веру. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в заключение своей беседы показал ему картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей». Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел войной на греков и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константино-поль к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему поспешить с крещением. Владимир крестился (988 г.) и был наименован Василием. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них идол Перун был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днепр. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, святой Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия крешения. Киевляне спешили исполнить волю князя, рассуждая так: «Если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре ее бы не приняли». В назначенный день жители Киева собрались на берег Днепра. Сюда явился сам Владимир с христианскими священниками. Все киевляне вошли в реку, кто по шею, кто по грудь; взрослые держали на руках младенцев; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, объятый восторгом, молился Богу и поручал Ему себя и свой народ. После Киева и его окрестностей святая вера была насаждена в Новгороде. Первый киевский митрополит Михаил в 990 г. прибыл сюда с шестью епископами в сопровождении Добрыни, дяди святого Владимира. Сначала ниспровергли идола Перуна, как и в Киеве влачили по земле и ввергли в реку Волхов; после этого оглашали и крестили народ. Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и здесь крестил многих, рукоположил пресвитеров и воздвиг храм. Впрочем, язычество долго держалось в Ростове, так что первые два епископа Ростовские, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством вынуждены были оставить свою кафедру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры много здесь потрудились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архимандрит основанной им Ростовской обители. В 992 году святая вера была насаждена в Суздальском крае. Сюда прибыл святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились. Дети святого Владимира, которым он раздал уделы, заботились о распространении и утверждении христианства в подвластных ему областях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муроме, Полоцке, Владимире Волынском, Смоленске, Пскове, Луцке, Тмутаракани и в земле древлянской. Впоследствии в пределах страны вятичей (в дальнейшем Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) много потрудился для евангельской проповеди преподобный Кукша, инок Печерской обители, который принял от язычников мученическую смерть. Вообще христианская вера в первое время распространялась преимущественно около Киева и по великому водному пути от Киева до Новгорода. От Новгорода она распространилась по волжскому пути. Под влиянием Православной веры славянские племена стали объединяться в единое государство. Успешному распространению веры Христовой среди русского народа содействовало в особенности то, что она распространялась большей частью мирными средствами — проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это нередко делалось римо-католиками) и, притом, благодаря трудам святых Кирилла и Мефодия, на родном славянском языке. От русских православная вера Христова проникла в среду инородцев, живших по соседству и на окраинах Руси. Так, в X - XIII веках начали принимать крещение некоторые из финских племен (ижора и корела), чудь, черемисы и вотяки, инородцы вологодского края и др. В начале XIII века воздвигнут был на берегах Волги и Оки Нижний Новгород как крепкий оплот Православия среди инородцев Поволжья и средней полосы России. На западе России распространение православной веры встретилось с другим сильным влиянием, которое шло от Римо-католической церкви. В Финляндии проповедовали латинские миссионеры из Швеции. На юг от Финского залива сначала утвердилось Православие, но впоследствии сюда проникли латинские миссионеры из Дании. В конце ХII века в Ливонии основался латинский орден меченосцев, который противо-действовал и русскому влиянию, и успехам Православия. В Литве Православная вера стала распространяться еще в XII веке из соседних русских поселений. В XIII веке, когда литовские князья овладели русскими городами Новогрудком, Слонимом, Брестом), некоторые из них приняли крещение. Успехам святой веры в особенности способствовала в XIV веке мученическая кончина за нее трех придворных вельмож литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святых Антония, Иоанна и Евстафия. Но в конце того же века Литва и подчиненная ей православная западная Русь соединились с католической Польшей. После этого большие усилия Римских пап направляются к тому, чтобы, во-первых, отделить юго-западные епархии от единой Российской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемую литовскую унию. Материал сайта "Православный Церковный календарь" ![]() ![]() Воины внутренних войск, ежечасно рискуя собственной жизнью, стоят на страже справедливости и закона. Русская Православная Церковь непрестанно возносит свои молитвы к Господу Вседержителю о доблестных сынах Отечества, являющих преданность ему и готовность жертвенно служить делу защиты Родины и мирной жизни сограждан. Внутренние войска МВД России и Русскую Православную Церковь связывает крепкое содружество. В региональных командованиях согласованы и подписаны договоры с руководителями епархий на местах о совместной деятельности в духовном просвещении и воспитании личного состава. Это позволяет активно использовать высокий моральный авторитет и многовековой опыт Русской Православной Церкви в нравственном и патриотическом воспитании военнослужащих, помогает в решении стоящих перед войсками служебно-боевых задач. В 2002 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил начинание по обретению внутренними войсками МВД России святыни - особо почитаемой иконы и святых покровителей воинских коллективов. Главная икона внутренних войск МВД России - образ святого равноапостольного великого князя Владимира. Киот изготовлен в мастерской Кафедрального соборного храма Христа Спасителя и выдержан в древних воинских и христианских традициях. Он выполнен из дерева по старинным технологиям резьбы по дереву, покрыт натуральными минеральными красителями. Общий вес иконы в киоте около 100 кг. Образ написали московские иконописцы супруги Васильевы. В верхней части киота помещён крест с распятием, над которым позолоченная лента с воинским девизом: "С нами Бог, никто же на нас". Все время икона находится в здании Главного командования внутренних войск и лишь один раз в год - в день памяти Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира - перемещается в Храм Христа Спасителя для поклонения ей верующих. |
СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА, ИСПОВЕДНИК, АРХИЕПИСКОП КРЫМСКИЙ
Дни памяти: Январь 29 (новомуч.), Май 29
Святый угодник Божий Лука, просиявший в сонме святых Церкви Христовой как исповедник, явил в своем лице образ доброго пастыря, исцеляющего недуги как душевные, так и телесные, показал пример сочетания служения архипастыря и врача. Его богословские трактаты пробуждают веру и убеждают сомневающихся в истинности бытия Божия, опровергая различные псевдонаучные теории. Свои подвигом святитель показал, что есть "несение креста Христова".
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи 27 апреля 1877 г. Окончив гимназию, по размышлении о выборе жизненного пути решил, что обязан заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", выбрал медицину. По окончании университета будущий святитель занимался медицинской практикой и научными исследованиями. В 1920-х гг. он работал хирургом в Ташкенте, активно участвуя и в церковной жизни, посещая заседания церковного братства. Слова епископа Ташкентского Иннокентия: "Доктор, вам надо быть священником" были восприняты как Божий призыв. После трехлетнего служения в сане иерея отец Валентин принимает монашеский постриг с именем апостола, евангелиста и врача Луки, и 30 мая 1923 г. иеромонах Лука был тайно хиротонисан во епископа. С этого времен начинается крестный путь Владыки как исповедника. Многочисленные аресты, пытки и ссылки не ослабили ревность Святителя в исполнении архипастырского долга и служении людям в качестве врача.
1 октября 2003 года, в день празднования иконы Божьей Матери Целительница на территории отдельного медико-санитарного батальона в военном городке дивизии Дзержинского был освящён храм в честь Божьей Матери Целительницы и Святителя Луки.Читайте также: