search
Меню
Пользователь

НОВОСТИ И ИНФОРМАЦИЯ

Рекламный блок

Внутренняя стража в первой половине XIX века 
 
К моменту образования в 1811г. военной внутренней стражи внутреннюю безопасность в административно-территориальных единицах Российской империи (в губерниях, в уездах, в волостях и т.д.) обеспечивали силы армии в лице внутренних гарнизонных батальонов (в отдельных регионах - части), дислоцирующихся в столицах губерний. 
В состав этих батальонов входили и инвалидные роты - военизированные подразделения со специальным статусом. Военнослужащие инвалидных рот выполняли разнообразные задачи и обязанности хозяйственного, караульного назначения и право усмирительного характера по подавлению активных выступлений крепостных крестьян. 
Статус внутренних гарнизонных батальонов был закреплен в "Положении о гарнизонном батальоне" 1803 г. 
Статус губернских рот и уездных воинских команд также был закреплен в действующем тогда для них "Положении". 
В 1810 г. в результате реформы органов государственного управления функции и задачи по обеспечению внутренней безопасности были переданы из МВД в новый учреждаемый государственный орган обеспечения безопасности на основании Манифеста от 25 июля 1810 г. "О разделении Государственных дел на особые управления". Устройство внутренней безопасности поручено Министерству полиции. В этом документе встречается термин "устройство внутренней стражи", ставшее обязанностью этого органа (§12). 
Второй раз это упоминание найдено в "Расписании предметов, входящих в составление Министерства полиции", составленного на основе Указа от 17 августа - 1810 г. По этому акту из второй экспедиции МВД переданы в Министерство полиции вопросы "штатных воинских командах губернских и уездных городов".
Таким образом " внутренняя стража ", как правоохранительный институт обеспечивающий порядок и безопасность был известен до 1811г., когда была учреждена вместо прежней военная внутренняя стража (институт внутренних войск). В организационно-правовом аспекте "внутренняя стража" состояла из территориальных, административно - раздробленных воинских команд, подчиненных местным региональным органам власти, в лице губернаторов (в особых регионах - генерал-губернаторам). Она не имела единого центрального органа управления и была связана административно-хозяйственными правоотношениями с Военным министерством. Активные волнения крестьян подавлялись в основном силами губернских рот и уездных штатных команд. Если этих сил не хватало, активно привлекались для подавления волнений и части регулярной армии. 1811 г. стал ключевым годом в реорганизации сил внутренней безопасности. Нарастание внешних и внутренних угроз явилось причинно-следственной связью в образовании нового вида внутренней охраны порядка и безопасности в лице " военной внутренней стражи " - родоначальника современных внутренних войск. 
Толчком к оформлению внутренней (конвойной) стражи в качестве самостоятельной специализированной структуры послужило заметное увеличение с петровских времен числа каторжан и ссыльнопоселенцев. В момент правления Александра I за 1807 -1823 гг. только число сосланных в Сибирь оказалось более 45,4 тысячи человек, т.е. в год ссылалось по 2,7 тысячи человек в год. Причем, число ссылаемых постоянно росло, к 1898 г. ссылалось в год в среднем уже до 13,2 тыс. человек. А общее число сосланных за 1807 -1898 гг. превысило 864,8 тысячи человек! Понятно, что конвоирование и надзор такого числа людей действительно составляло серьезную проблему на государственном уровне. С 1807г. конвоирование этапов к местам каторги и ссылки российское правительство по инициативе первого министра внутренних дел В.П. Кочубея возложило на башкир и мещеряков, записанных в воинское сословие. Созданное с 1798 г. Башкиро-мещерякское нерегулярное войско поначалу несло службу на Оренбургской пограничной линии, прикрывавшей российскую территорию от набегов кочевников из Казахстана. Но в качестве пограничной стражи войско не считалось властью достаточно надежным, т.к. башкиры издавна поддерживали хорошие контакты с казахами. Именно поэтому войско все чаще использовалось в качестве конвойной стражи, привлекалось к реализации прямых полицейских функций, в т.ч. и за пределами Башкирии. Более того, с переименованием его в Башкирское войско и последующим преобразованием в полк оно было полностью передано в ведение министерства внутренних дел и работало исключительно в рамках его полномочий. Однако, привлечение башкир и тептярей к конвойной службе проблем её не разрешило. И с 1810 г. казаки по договоренности государства с войсковыми казачьими обществами вновь стали привлекаться для исполнения конвойной и караульной службы, реализации функций внутренней стражи. Правовой основой создания внутренних губернских батальонов явился манифест от 25 июля 1810 г. подписанный Александром I, в котором предполагалось создание нового института в правоохранительной системе России, предназначенного для выполнения функции поддержания правопорядка внутри страны. По манифесту от 25 июля 1810 г. была введена поэтапная система пересылки арестантов, что потребовало значительных изменений в структуре и организации войск предназначенных для этого, а также в нормативно-правовой базе. Окончательно законодательной основой для создания внутренней стражи послужили императорские указы: от 16 января 1811 г. - о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов и 27 марта 1811 г. - о реформировании инвалидных рот и команд. Первым была введена новая структура, объединившая ранее существовавшие губернские роты с выделенными из гарнизонных полков отдельными ротами в гарнизонные полубатальоны двухротного состава. Эти полубатальоны предназначались исключительно для несения внутренней службы по охране порядка и поддержанию общественной безопасности, караульной службы, этапированию арестантов на территории губернии. Аналогичные функции вменялись и в обязанности переформированных инвалидных рот (с присоединением к ним уездных команд, выведенных в губернские центры). Эти роты были включены в полубатальоны, образовав новый штат трехротных гарнизонных губернских батальонов, предназначенных исключительно для внутренней службы. Всего было сформировано 35 подвижных инвалидных рот и уездные инвалидные роты и команды; штатные же команды, расположенный в уездных городах, был сведены вместе, и составили в губернских городах третьи гарнизонные губернские роты.

Вместе с этим из существовавших до 1811 г. 52 гарнизонных батальонов взято по 3 роты на сформирование новых пехотных полков, а 4-ыя рота вместе с губернскими ротами первоначально образовали внутренние 2-ротные полубатальоны, а с присоединением в этом же году упомянутых выше третьих гарнизонных губернских рот, эти полубатальоны были постепенно переформированы во внутренние губернские батальоны 3-ротного состава.

3 июля 1811 г. все эти батальоны сведены во ВНУТРЕННЮЮ СТРАЖУ, инспектором которой был назначен генерал-адъютант гр. Е. Ф. Комаровский.

С формированием ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ, перешедшей в военное ведомство, местные войска был изъяты из подчинения гражданского начальства, за исключительного небольшого числа гарнизонных полков и батальонов.

Оперативные (организационно-правовые) мероприятия по обеспечению внутренней безопасности страны, проведенные Александром I, завершились обнародованием ("для всеобщего сведения и исполнения") Манифеста от 3 июля 1811г. "Об образовании военной внутренней стражи", и "Положения для внутренней стражи". Это "Положение" закрепило статус пока лишь одной образованной структурной части внутренних войск. В нем было определено устройство, состав, задачи, и обязанности должностных лиц "как к военному, так и к губернскому начальству", а также порядок употребления силы в сфере обеспечения и охраны внутреннего порядка и безопасности. Внутренняя стража использовалась: 
1) в помощь исполнению законов и приговоров суда; 
2) на поимку, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ; 
3) на усмирение неповиновении и буйства; 
4) для поимки беглых, ушедших преступников и дезертиров; 
5) для преследования запрещённых и тайно провезенных товаров; 
6) в помощь, свободному движению внутреннего продовольствия; 
7) для содействия сбору податей и недоимок; 
8) для сохранения порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых; 
9) для охранения порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и пр.; 
10) для принятия и провожания рекрут, преступников, арестантов и пленных; 
11) для отправления военных, просрочивших отпуска, к их командам; 
12) на пожары, для помощи при, разлитии рек и тому подобное; 
13) для отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам; 
14) для провожания казны, а сверх того, для употребления к выемкам при открытии корчемства и к страже виновных до отсылки их к суду». 
Кроме того, внутренняя стража обязывалась: 
«1) брать под стражу и представлять губернскому начальству людей, настигнутых на месте преступления, буйства, либо насилия противу лица или имуществ и найденных с окровавленным оружием либо платьем 
2) захватывать сборища воров и разбойников». 
Таким образом, ВНУТРЕННЯЯ СТРАЖА была, сформирована как чисто полицейский орган, имевший лишь военную организацию.
РЯДОВОЙ И УНТЕР-ОФИЦЕР ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ
Рядовые Внутренней стражи носили серые мундиры с желтыми воротниками и обшлагами и серые панталоны с крагами. Отвороты фалд серые, с красными выпушками. Приборный металл - белый. 
Унтер-офицеры были обмундированы так же, как рядовые. На воротнике и обшлагах мундира - серебряный галун. 
Отличием обмундирования офицеров Внутренней стражи были темно-зеленые мундиры и клапаны на обшлагах: у первых - батальонов или полубатальонов в каждой бригаде темно-зеленые, у вторых - темно-зеленые с желтой выпушкой, у третьих - желтые.
 
Из манифеста Александра I об утверждении «Положения о внутренней страже». 3 июля 1811 г. .. .
"Указом 16 Генваря сего года предназначено было Губернские роты и штатные команды, внутреннюю Губернскую стражу составляющие, привести в лучшее устройство. Ныне по окончательном соображении всех предметов, к устройству сему принадлежащих, вняв мнению Государственного Совета, признали Мы за благо образование военной внутренней стражи издать в прилагаемом при сем положении ко всеобщему сведению и исполнению. Определив в сем положении состав внутренней стражи и устройство, означив обязанности её как к военному, так и губернскому начальству, и учредив порядок её употребления, вместе с тем не оставили Мы к вящему в действии её совершенству и точности снабдить как главных, так и подчиненных ей начальников подробными инструкциями, а губернские начальства соответствующими тому предписаниями..." 
"Положение" от 3 июля 1811г. закрепило ряд функций за военной внутренней стражей Европейского региона России: 
1) функцию обеспечения обороны страны (§12, отд.2) с выполнением ряда обязанностей (например, обучение запасных рекрутских депо); 
2) функцию обеспечения правопорядка и внутренней безопасности (§14, отд.2) с выполнением ряда обязанностей в интересах: 
- органов судопроизводства (исполнение закона, охрана и конвоирование подсудимых и осужденных...); 
- органов местной власти (охрана, либо восстановление внутреннего порядка по требованию губернского начальства...); 
- органов МВД (охрана общественного порядка и спокойствия... на ярмарках, торгах); 
- органов Министерства финансов (содействие сбору податей и недоимок...); 
- органов Государственного казначейства (сопровождение казны); 
- органов Министерства полиции (военная сила для реализации предметов деятельности департамента полиции исполнительной). 
Для оперативности управления и необходимости концентрации сил внутренней стражи в чрезвычайных ситуациях (бунты, восстания и т.п.) все губернские батальоны и команды инвалидов сводились в бригады, бригады - в 8 округов (позднее 11), которыми командовали генерал-майоры, на правах дивизионного генерала. Округ составляли несколько бригад, а бригады два или три полубатальона. Впоследствии времени число округов увеличилось до одиннадцати и прибавлено по одной роте к каждому полубатальону, и они получили название батальонов. В каждом губернском городе назначен находиться один батальон, который и носит имя того города; в каждом уездном городе учреждена инвалидная команда. 
Принято было за правило, чтобы в губернские батальоны поступали из армии нижние чины, определенные на службу из самих же уездов. Особенность при распределении этих частей по округам заключалась в том, что часть гарнизонных полков и батальонов оставалась "по-прежнему в начальстве местных комендантов и военных губернаторов" (города Архангельск, Москва, регион Грузия, линии: Кавказская, Оренбургская, Сибирская ). 
Таким образом, процесс образования военной внутренней стражи, как первой составной части внутренних войск, проходил в три этапа:
Первый этап - перераспределение и усиление на военных началах сил внутренней губернской безопасности (губернские роты и штатные команды, "внутреннюю губернскую стражу составляющие"). 
Второй этап - системно-структурная организация управления вновь созданной структуры в составе военного ведомства. 
Третий этап - организационно-правовое закрепление статуса военной внутренней стражи. 
Т.е., с 1811 г. на местах возникла реальная и достаточно большая воинская сила, на которую и были возложены полицейско-карательные и караульные функции. Для общего управления военной внутренней стражи, 7 июля 1811 г. учреждена должность помощника военного министра-инспектора внутренней стражи со статусом генерал-адъютанта при Александре I. С 30 марта 1816 г. рассматриваемая структура преобразована в высшее в то время войсковое объединение - Отдельный корпус военной внутренней стражи. Первым его командиром стал генерал-адъютант Е.Ф. Комаровский. До 1864 г. наблюдается тенденция к увеличению численности личного состава корпуса, растет и количество округов. 3 июля 1811г. численность стражи составляла 25484 чел., в 1817г. -33764 чел., в 1853г. - 145000 чел., в 1857г. - 142750 чел., 1862г. - 130000 чел.). 
Учреждены в 1816 г. специальные структуры военной внутренней стражи в Грузии (особый регион) и в Сибирских губерниях. 
На территории Российской империи были созданы в составе Военного министерства три однородные, но не связанные между собой взаимозависимыми организационными связями, правоохранительные вооруженные структуры внутренних войск, обеспечивавшие до военной реформы 1864г. безопасность государства от внутренних источников угроз. Все это свидетельство об эффективности и значимости служебно-боевого применения внутренней военной стражи.
В 1815 г. губернские батальоны был переименованы в гарнизонные. Имевшиеся в отдаленных местностях гарнизонные полки постепенно вводились в состав ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ, и войска последней к концу царствования императора Александра I находились уже почти во всех городах Империи.

В 1816 г. ВНУТРЕННЯЯ СТРАЖА была переименована в отдельный корпус ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ. В том же 1816 г. был издано Положение о ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ Сибирских губерний.

1 февраля 1817 г. при ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖЕ были учреждены жандармские команды, на сформирование которых обращены были полицейские драгунские команды. Ответственная и сложная служба ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ требовала и соответственный личный состав. Поэтому распоряжение о комплектовании ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ заслуженными воинскими чинами, хотя и утратившими физические силы, но вполне сохранившими нравственные качества, было вполне рационально.

Не то вышло на деле: ВНУТРЕННЯЯ СТРАЖА обратилась в место ссылки, куда переводили людей ни к чему неспособных, штрафованных, пойманных из бегов, офицеры этого корпуса стали комплектоваться:

1) переводом из армейских полков по болезням и неспособности к полковой службе, под видом чего переводились и порочные офицеры;

2) зачислением из отставки, в которую уходила часть офицеров не по своей воле;

3) выпуском из военно-учебных заведений «по тупости в науке»;

4) производством в офицеры по облегченной программе.

Естественно, что большая часть офицеров ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ оказалась не на высоте своего назначения уже вследствие способа комплектования; к тому же служба в гарнизонных батальонах была очень тяжелою, офицеры отбывали караулы нередко подряд в течение нескольких дней, а жалование им был положено в меньшем размере, чем в полевых войсках.

В 1828 г. командиром корпуса ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ был назначен генерал от инфантерии П. М. Капцевич, суровый и требовательный начальник, имевший все данные для того, чтобы внести строгую дисциплину в корпус.

6 декабря 1828 г. Капцевич отдал приказ о своем вступлении в должность корпусного командира, где просил начальствущих лиц «прежде всего и паче всего употребить прилежную деятельность и усиленное внимание в исполнении своих обязанностей, дабы тем, заслужив лучшее о себе мнение правительства, изменить неприятное заключение общества, чего не трудно достигнуть, ежели г.г. начальники всегда и везде будут блюсти суд и правду и служить Государю верно».

Этот приказ вызвал всеподданейшее письмо гр. Комаровского от 12 декабря 1828 г. Заступаясь, как бывший начальник, за корпус, Комаровский писал однако: «Не стану оспаривать, что в многочисленном составе корпуса, в который часто переводились офицеры из армии с болезнями не только телесными, но и нравственными, есть люди, имеющие значительные недостатки».

С целью поднять уровень поступавших на укомплектование ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ, в 1832 г. был разрешено зачислять в гарнизонные батальоны рекрут, принимаемых в зачет будущего года. Это вливало в ряды ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ хороший элемент, но в то время, как правая рука работала над улучшением личного состава, левая уничтожала благие посевы, и в 1836 г. был повелено о выборе из корпуса в армию 1.200 нижних чинов, ростом не ниже 2 ар. 5 вер., в возрасте до 35 л. Т. образом, чуть во ВНУТРЕННЕЮ СТРАЖУ успели попасть физически здоровые чины, из нее сейчас же спешили отнять опять в армию наиболее молодых и рослых. При таких условиях нельзя было думать о процветании гарнизонных частей.

Как человек строя, Капцевич обратил особого внимание на строевое образование. 7 декабря 1834 г. он приказал в каждом батальоне образовать кадр в 70 ч. Эти кадры должны были явиться «комплектом, как основание роты, от коего будет зависеть степень их исправности и отменного состояния роты по фронту».

1 июня 1836 г. от ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ отчислены жандармские команды.

В 1840 г. корпусом назначен командовать генерал-лейтенант К. П. Рейбниц, в 1843 г. генерал-лейтенант А. Л. Тришатный, в 1847 г. генерал-лейтенант Н. И. Гартунг.

В 1848 г. введено положение о неспособных нижних чинов, которым устанавливалось 4 разряда.

К I разряду относились выключенные из полевых войск по неспособности к армейской службе, но признаваемые годными к строевой службе во ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖЕ; ими главным образом комплектовались батальоны и команды стражи;

II разряд составляли неспособные к строю в гарнизонных батальонах, но бывшие в состоянии исполнять нестроевые обязанности; из них назначались денщики, госпитальная прислуга, сторожа и служители казенных учреждений;

К III разяду причислялись заболевавшие нижние чины, нуждавшиеся в продолжительных отпусках для поправления здоровья;

К IV разряду – нижние чины, сделавшиеся навсегда неспособными ни к какой службе и подлежавшие увольнению в отставку.

В 1848 г. к ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖЕ причислены полицейские и пожарные команды; в 1849 г. чины этих команд стали называться сверхштатными, а в 1857 г. окончательно переданы в ведение городничих.

В 1853 г. гарнизонные батальоны стали обучаться рассыпному строю и сигналам.

В 1856 г. из них выделены нижние чины в ополчение, для его устройства и скорейшего обучения ратников. О том, как низко стоял нравственый уровень персонала ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ, свидетельствуют многочисленные факты, начальник Ковельской инвалидной команды подпоручик Скаковский в 1827 г. прислал при письме адъютанту Житомирского батальона, при котором состояла команда, 25 руб., прося пособить в производстве его в следующий чин.

Прапорщик Бильский, ведя партию рекрут в 1828 г., производил им ранжир в халате, в чем и был замечен начальством, и много др. Даже Высочайшие смотры не могли заставить опустившиеся части подтянуться.

В 1830 г. государем был осмотрен Свеаборгский гарнизонный батальон, который представился не удовлетворительно.

Отправившийся по Высочайшему повелению для устранения недостатков в батальоне корпусной командир нашел батальон слабым и духом упавшим. За два года он ни разу вместе «не учился»; маршировал худо; ружейные приемы делал вяло; в батальоне крылось «несколько дурного поведения офицеров, коих слабость батальонного командира по сие время терпела»; часовой у магазина был усмотрен государем «безобразным» под ружьем и «неопрятным до такой степени, что казался хуже рекрута».

Развал частей ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ царил и в среде нижних чинов, даже в большей степени, чем в офицерской.

Нередко были кражи на часах.

В 1835 г. при осмотре одного батальона был найдены деревянные кремни у ружей. На смотр выходили, имея съестные припасы в киверах, а у одного рядового был найден в кивере хлеб, огурцы и живой цыпленок.

В 1857 г. командиром корпуса ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ был назначен генерал-лейтенант В. Ф. фон-дер-Лауниц, при котором и совершилась реорганизация корпуса. Это был человек строгий, требовательный, прекрасно знавший строевую службу, но в то же время заботившийся о солдате.

Он обратил внимание на состоявшие при батальонах исправительные отделения, и в 1858 г. вошел с ходатайством об упразднении их; они уничтожены 18 мая 1861 г. Все распоряжения Лауница отпечатаны в особой книжке: «Распоряжения, сделанные по отдельному корпусу внутренней стражи генерал-адъютантом Лауницем с 1857 по 1864 г. (2 П. С. З. тт. IV и VIII №№ 3199 и 6573)».

Генерал Сухозанет, вступив в управление военным министерством, обратил внимание на корпус ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ.

В первом же своем всеподданейшем отчете (1857 г.) он докладывал о тех противоречиях, которые существовали между назначением корпуса и его личном составом. Действительно, из 142.750 нижних чинов по списку корпуса ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ, 16.400 поступали заведомо опороченными.

Преступность в корпусе ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ превышала таковую в армии в 6 раз, а по сравнению с гвардией – в 19 раз. Между тем, ВНУТРЕННЯЯ СТРАЖА, главным образом, несла караульную службу и охраняла внутренний государственный порядок.

Генерал Сухозанет поэтому настаивал на необходимости коренного преобразования корпуса ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ. Однако, преобразование не последовало, а при последующих реформах, проектированных военным министром генерал-адъютантом Милютиным, корпус ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ был 6 августа 1864 г. вовсе упразднен, служба же его был возложена на вновь сформированный местные войска. 

Правоприемником Корпуса внутренней стражи считается Конвойная стража. 

 
Конвойная стража в XIX веке
Конвойная стража, предназначавшаяся для сопровождения арестантов, подавления беспорядков в местах заключения и наружной охраны тюрем, подчинялась не только военному руководству, но и начальнику Главного тюремного управления. 
Нормативная база правового регулирования, комплектования и прохождения службы личным составом конвойной стражи была разрозненной, состояла из массы нормативных актов, принятых в разное время и порой противоречивых. Нуждались в совершенствовании также управление, комплектование, материальное обеспечение этих военно-полицейских структур, что особенно остро проявилось в связи с увеличением числа осужденных. 
Изменение общественно-политической обстановки в стране потребовало пересмотра всей системы конвоирования заключенных. То количество личного состава, которое было ранее задействовано, уже не способно было обеспечить безопасность препровождения арестантов. 
Увеличение количества ссыльных с каждым годом требовало не только усиления дисциплины среди солдат и офицеров конвойных частей, но и увеличения численности их личного состава, а также их материального обеспечения жильем, формой, пропитанием. Эти проблемы наиболее остро встали в Сибири, там, куда направлялась основная масса заключенных. Была предпринята попытка привлечения к конвоированию гарнизонных войск и батальонов, но она не нашла поддержки у Военного министра и от нее решили отказаться. Вместо этого была введена этапная система препровождения арестантов, для чего в конвойной страже были организованы этапные команды, чтобы сопровождать ссыльных по трактам. 
Основными нормативно-правовыми актами, которые впервые детально регламентировали деятельность конвойных подразделений были «Указ о ссыльных» и «Устав об этапах» от 1822 г. Эти документы объединили законодательные нормы, касающиеся конвоирования заключенных, условий их содержания, распределения, деятельности военного и губернского начальства по вопросам ссылки. 
Устав и Указ регулировали порядок отправления, устанавливали необходимую для этого документацию и определяли правовое положение ссыльных. Были впервые созданы специальные органы для координации сил, средств и управления по ссылке - Приказ о ссыльных в Тобольске и Экспедиция о ссыльных в губернских городах. 
На протяжении всего времени существования этапных команд особо остро стоял вопрос комплектования личного состава. Чаще всего это осуществлялось за счет перевода в стражу лиц из действующей армии не способных служить в силу болезней, грубого нарушения уставов и т.п. Правовой основой стал указ императора от 16 июля 1836 г., в соответствии с которым, в этапные команды стали переводить учащихся военно-учебных заведений в звании прапорщика из числа неспособных к дальнейшей учебе. 
Вскоре обстановка показала ошибочность такого метода комплектования, но, к сожалению, это не привело к существенным изменениям. Более того, в данные подразделения стали переводиться опороченные чины из регулярной армии (16400 чел. из 142750), что явилось причиной высокого уровня преступности в подразделениях. 
В 60-е годы ХIХ столетия в России проходила военная реформа. В числе других мер была введена военно-окружная система управления войсками. Реформа затронула и внутреннюю стражу. 6 августа 1864 года Отдельный корпус внутренней стражи был упразднен. 
В военных округах были сформированы бригады местных войск, в состав которых вошли губернские батальоны и уездные команды, выполняющие (наряду с другими обязанностями) наружную охрану тюрем, а также команды, предназначенные для конвоирования арестантов. Руководство конвойными командами осуществляла этапно-пересыльная часть (ЭПЧ) Главного штаба МВД, а с переходом тюремной системы в министерство юстиции, сюда же была переведена и ЭПЧ. 
27 января 1867г. утверждена должность Главного инспектора по пересылке арестантов при Главном штабе военного ведомства с правами начальника местных войск округа по отношению к конвойным командам. 
26 августа 1874 года было утверждено новое Положение об управлении местными войсками (объявлено приказом по военному ведомству N 251). Конвойная стража была сформирована в составе 567 конвойных команд, с включением в их состав имевшихся 63 команд. Команды имели разную численность и возглавлялись, как правило, унтер-офицерами. Команды именовались по месту дислокации - Минская, Витебская, Могилевская и т.п. Местные войска освобождались от обязанностей сопровождения арестантов. 
Такая организация местных военных формирований сохранялась до 1886 года, когда постановлением Государственного совета России была создана конвойная стража как самостоятельная структурная часть местных войск для выполнения сугубо определенных задач. Функции новых 567 конвойных команд, созданных по императорскому указу от 26 января 1886 г., ограничивались только этапированием и охраной арестантов и ссыльных, мест заключения, содействием тюремному начальству при обысках и ликвидации беспорядков в местах заключения. 
Вот что было записано в приказе по военному ведомству от 16 мая 1886 года N 110: "На обязанности конвойной стражи возложить: · сопровождение арестантов всех категорий, пересылаемых этапным порядком по трактам европейской России (за исключением Финляндии и Кавказа) и Главному ссыльному Сибирскому тракту; · сопровождение арестантов в пределах населенных пунктов в административные и судебные учреждения в случаях, законом предусмотренных; · сопровождение арест